Энергия

Энергия

Энергия (индекс — 11К25) — советская ракета-носитель сверхтяжёлого класса, разработанная НПО «Энергия». Являлась одной из самых мощных ракет в мире. По состоянию на 2010 год, единственная советская и российская ракетная космическая система, использовавшая в качестве топлива жидкий водород на всех этапах выведения полезной нагрузки на околоземную орбиту.

Основные сведения

Была создана как универсальная перспективная ракета для выполнения различных задач:

- носитель для МТКК «Буран»;
- носитель для обеспечения пилотируемых и автоматических экспедиций на Луну и Марс;
- для запуска орбитальных станций нового поколения;
- для запуска сверхтяжёлых геостационарных спутниковых платформ;
- для запуска тяжёлых военных грузов.

Работы по программе «Энергия—Буран» начались в 1976 году после закрытия программы Н-1.

Ракета выполнена по двухступенчатой пакетной схеме. Первую ступень составляют четыре боковых блока с кислородно-керосиновыми четырёхкамерными двигателями РД-170, возвращаемые на Землю с помощью парашютов. Ресурс модулей первой ступени составляет около 10 запусков. Блоки являются доработкой первой ступени ракеты-носителя «Зенит».

Вторая ступень оснащена четырьмя кислородно-водородными двигателями РД-0120 и является несущей конструкцией. Используется боковое крепление груза.

Стартовая масса «Энергии» — около 2 400 тонн. Ракета (в варианте с четырьмя боковыми блоками) способна вывести на орбиту около 100 тонн полезного груза, в 5 раз больше, чем эксплуатируемый носитель «Протон». Также возможны, но не были испытаны, варианты компоновки с двумя («Энергия-М»), с шестью и с восемью («Вулкан») боковыми блоками, последний — с рекордной грузоподъёмностью до 200 тонн.

Головным разработчиком ракеты являлось подмосковное НПО «Энергия», производство осуществлялось на куйбышевском заводе «Прогресс». Головной разработчик системы управления - харьковское НПО "Электроприбор". Блоки ракеты доставлялись на специальном самолёте-транспортировщике ВМ-Т с аэродрома Безымянка на космодром Байконур (на аэродром «Юбилейный»), где в монтажно-испытательном корпусе (МИК) на площадке 112 осуществлялась сборка ракеты и подготовка к пуску.

Было выполнено лишь два пуска этого уникального комплекса:

* 15 мая 1987 с экспериментальной нагрузкой: спутник «Полюс» (массогабаритный макет «Скиф-ДМ», прототип орбитальной лазерной платформы), не выведен на орбиту из-за сбоя системы ориентации самого КА;
* 15 ноября 1988 в составе комплекса МТКК «Буран».

В начале 1990-х работы по программе «Энергия-Буран» были приостановлены. К моменту окончательного закрытия программы (1993) на космодроме «Байконур» в различной стадии готовности находились не менее пяти ракет-носителей «Энергия». Две из них в незаправленном состоянии до 2002 года хранились на космодроме Байконур и являлись собственностью Казахстана; были уничтожены 12 мая 2002 при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса на площадке 112. Три находились на различных стадиях строительства на стапелях НПО «Энергия» (ныне РКК «Энергия»), но после закрытия работ задел был уничтожен, уже изготовленные корпуса ракет либо разрезаны, либо выброшены на задний двор предприятия, где продолжают пребывать до сих пор.
Макет ракеты-носителя «Энергия» с МТКК «Буран»

Несмотря на прекращение эксплуатации этого носителя, технологии, разработанные для «Энергии», используются и в настоящее время: двигатель боковых блоков «Энергии» РД-170, самый мощный (по состоянию на 2005 год) жидкостный двигатель в истории космонавтики, используется (под обозначением РД-171) на первой ступени ракеты-носителя «Зенит» (в том числе в проекте «Морской старт»), а двигатель РД-180, спроектированный на основе РД-171 — в американской ракете Атлас-5. В двадцатую годовщину первого старта, 15 мая 2007 г. в средствах массовой информации прозвучало мнение, что при наличии средств и задела, современной российской космической промышленности потребовалось бы 5-6 лет для возрождения "Энергии".

Варианты

В дополнение к базовому варианту ракеты планировалось три основных модификации, расчитанные на вывод различной полезной нагрузки.

Энергия-М

Энергия-М была наименьшей ракетой в семействе. Число боковых блоков было уменьшено с четырех до двух, вместо четырех двигателей РД-0120 на центральном блоке был установлен только один. В 1989-1991 проходила комплексные испытания, планировался запуск в 1994 году, но сначала нужно было выиграть тенедер 1993 года на новую ракету. Энергия-М проиграла ракете Ангара(запуск в 2014). В настоящее время полноразмерный, со всеми составляющими компонентами макет ракеты хранится на Байконуре.

Энергия II (Ураган)

Энергия II (также называемая Ураган) планировалась быть полностью многоразовой и должна была приземляться на обычный аэродром. В отличие от базовой Энергии, которая планировалась частично многоразовой (как американский Space Shuttle), конструкция Урагана позволяла возвращать все элементы системы Энергия/Буран, аналогично первоначальной концепции Space Shuttle. Центральный блок Энергии II должен был входить в атмосферу, планировать и садиться, возможно используя технологии разработанные для Бурана.

Вулкан-Геркулес

Последней нелетавшей модификацией была наибольшая. Вес ее составлял 4747 т. Используя восемь боковых блоков и центральный блок Энергии-М в качестве последней ступени ракета "Вулкан" (что интересно это название совпадало с названием советской тяжелой ракеты, разработка которой была отменена за несколько лет до этого) или "Геркулес" (что совпадает с проектным именем РН Н-1) должна была выводить до 175 тонн на низкую орбиту земли [4]

Интересные факты

* Две чёрные «шашечки» на борту ракеты — точки лазерной телеметрии и коррекции. Первый старт был перенесён на сутки из-за неполадок с данной системой. Старт был отменен, прошла команда АПП («аварийное прекращение пуска») из-за нештатного отхода платы прицеливания (под черными шашечками). В журнале «Техника — молодёжи», посвященном пуску, на обложке была нарисована «Энергия» в полете с неотстыкованной платой прицеливания.
* В ходе подготовки ко второму старту, также несколько раз отложенному, был обнаружен факт неправильной установки блока гироскопов. Примечательно, что крепление блока не позволяло его неправильную установку, однако, некий «умелец» изготовил адаптер, позволивший поставить блок вверх ногами.
* Поскольку конструкция ракеты не обладала достаточной прочностью для транспортировки пустых баков в горизонтальном положении, во всех случаях подобной транспортировки, в том числе и воздушной, баки находились под давлением. На самолете-транспортировщике также была установлена система наддува.

Оценки

Слова Д. И. Козлова по поводу проекта «Энергия-Буран»:

— Через несколько месяцев после того, как В. П. Глушко был назначен на место главного конструктора, возглавляемому им НПО «Энергия» было поручено проектирование новой мощной ракеты-носителя, а заказ на её изготовление министерство передало Куйбышевскому заводу «Прогресс». Вскоре после этого у меня с Глушко произошёл долгий и очень тяжёлый разговор о путях дальнейшего развития советской ракетно-космической отрасли, о перспективах работы куйбышевского филиала № 3, а также о комплексе «Энергия-Буран».

Я тогда ему предлагал вместо этого проекта продолжить работу по ракете Н1. Глушко же настаивал на создании «с нуля» нового мощного носителя, а Н1 называл вчерашним днем космонавтики, уже никому больше не нужным. К единому мнению мы с ним тогда так и не пришли. В итоге мы решили, что возглавляемому мной предприятию и НПО «Энергия» больше не по дороге, поскольку мы расходимся во взглядах на стратегическую линию развития отечественной космонавтики. Это наше решение нашло понимание на самом верху тогдашнего правительства страны, и уже вскоре филиал № 3 был выведен из подчинения НПО «Энергия» и преобразован в самостоятельное предприятие. С 30 июля 1974 оно именуется Центральным специализированным конструкторским бюро (ЦСКБ).
Как известно, проект «Энергия-Буран» в 80-х годах все же был реализован, причём это снова потребовало от страны больших финансовых затрат. Именно поэтому Министерство общего машиностроения СССР, в структуру которого входило и наше предприятие, было вынуждено неоднократно изымать из бюджетов завода «ЦСКБ-Прогресс» и ЦСКБ немалую часть ранее выделенных нам средств. Поэтому ряд проектов ЦСКБ из-за недофинансирования тогда не был выполнен в полном объёме, а некоторые из них вообще являются нереализованными. Ракета «Энергия» в первый раз взлетела с габаритно-весовым макетом на борту (объект «Полюс»), второй раз — с кораблём многоразового использования «Буран». Больше ни одного пуска «Энергии» произведено не было, и в первую очередь по достаточно прозаичной причине: в настоящее время в космическом пространстве просто нет объектов, для обслуживания которых понадобились бы полёты (кстати, очень дорогие) этой огромной ракеты грузоподъёмностью свыше 100 тонн.

http://ru.wikipedia.org(Статья)

Роскосмос

http://www.federalspace.ru/

http://roscosmos.ru/

 

Лаборатория космических исследований

http://www.spacephys.ru/proekty/kosmonavtika

 

Буран.Официальный сайт
http://www.buran.ru

 
 
Сайт управляется системой uCoz